четверг, 14 января 2010 г.

Огонь в скандинавской мифологии

Следы древней индоевропейской эсхатологии можно найти у многих народов. Очевидно, она оказала большое влияние на эсхатологические представления иудеев, а опосредованно, через иудаизм и зороастризм, — и на христианскую эсхатологию. Из основных индоевропейских эсхатологических символов наиболее широко известно представление об огненном очищении мира.

Очищение мира огнем присутствует в индуизме. Оно происходит в конце каждого мирового периода — кальпы. Одну кальпу составляет тысяча махаюг. Каждая махаюга есть цикл из четырех юг, длящихся сотни тысяч лет. Первая юга — «благой век», затем следуют эпохи, по мере смены которых добродетель в мире уменьшается, а зло все более возрастает. По завершению цикла вновь наступает «благой век». В конце каждой кальпы на небе появляется 12 (по другой версии — 7) солнц, они дотла сжигают миры, которые возрождаются затем в новой кальпе. Таким образом, очищенный огнем мир возрождается для нового цикла, вполне аналогичного предыдущему. Поэтому индуистское очищение огнем бессмысленно, его результат — циклическое повторение мира без его совершенствования.

Аналогичное огненное очищение в конце каждого мирового периода было известно и у греческих орфиков, а также у Гераклита.

Мотив огненного очищения мира присутствует и у манихеев. Согласно их представлениям, мир возник в результате смешения света и тьмы. Дабы частицы света не могли освободиться и подняться в царство света, силы тьмы создали два пола — Адама, преимущественно из светоносных частиц, и Еву — преимущественно из элементов тьмы. Продолжение жизни привело к тому, что плоть продолжала поглощать и удерживать светлые элементы. Окончательное освобождение духа от тела, света от тьмы произойдет в последние времена, когда земля будет объята пламенем в течение 1468 лет. Частицы света поднимутся к небу, а материя и демоны окажутся в необъятной пропасти. Манихейское очищение огнем деструктивно, его результат — полное уничтожение мира, который мыслится как зло. Это отличает его от северной эсхатологии, в которой страдания и трагедия приводят к рождению нового мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий